medwar: (Default)
[personal profile] medwar

Недавно вернулся из Хибин, так что выкладываю фотоотчет о путешествии. На фото сверху - озеро Сердцевидное. За ним поворот в долину, ведущую к подножию пика Марченко.

Хибинский массив расположен в Мурманской обл., в центральной части Кольского полуострова, и находится между озерами Имандра и Умбозеро. Это уникальный магматический массив щелочных пород. В щелочных породах, содержащих в избытке натрий и калий, практически отсутствует один из самых распространенных и привычных минералов - кварц. Основной породой тут является хибинит, который состоит из полевого шпата, нефелина и эгирина. В минералогическом плане массив является уникальным собранием редких и редчайших минералов. Он признан первым в мире небольшим массивом, на территории которого найдено самое большое количество минеральных видов (более 500) и было открыто около 100 новых.

Путешествие началось на вокзале в городе Апатиты. Мы решили попытаться взять машину сразу до КСП (базы спасателей) в Хибинах. Стоящие на вокзале таксисты заломили такую цену, что мы уже было отправились на автобус до Кировска, но тут к нам подбежал энергичный молодой кавказец, и предложил довезти нас за сумму раза в полтора меньшую. Мы, не долго думая, согласились. По дороге из Апатитов в Кировск из окна машины стали хорошо видны горы. Вообще первое впечатление было, как будто попал на Кавказ: жара, поездка с джигитом по горной дороге, и из магнитолы на полной громкости разносились самые что ни на есть кавказские песни. Водитель, однако, уже в пути вдруг предупредил нас, что до самой базы не поедет, а довезет нас до «лужи», что «дальше дорога плохая» и «там недалеко, можно дойти пешком». «Лужей» оказалось первое пересечение дороги с изменившим русло горным ручьем под не переводимым названием Вудръяврийок. Кстати, названия почти всех хибинских рек оканчиваются на "-йок". Видимо, на древнем местном наречии это означает «вода». Дальнейшая дорога действительно ухудшалась, но не настолько, чтобы по ней нельзя было проехать. А вот отпустили водителя мы, как оказалось зря, так как до базы КСП оставалось топать как минимум десять километров. Впрочем, дорога там и правда не сахар, по пути нам пару раз встречались обглоданные остовы "копейки" и "москвича". На будущее мы решили искать таксиста как минимум с «Нивой», и требовать с него сполна.

Погода стояла прекрасная, и вокруг открывались удивительной красоты пейзажи.

До базы КСП было еще пилить и пилить. До нормандитовой точки, которая была еще дальше, и куда мы планировали попасть, мы могли и не успеть дойти до наступления ночи. Пришлось скорректировать план. И мы решили в первый же день идти на пик Марченко, благо он был ближе.

Небольшой водопадик в зарослях карликового ивняка. Между прочим, этот ивняк - самое труднопроходимое растение в тундре, твердое, упругое, и так и норовит за что нибудь зацепиться.

Перейдя вброд небольшую, но очень холодную, текущую с ледников, речку Кунийок, мы продолжили наш путь и вскоре достигли подножия пика Марченко. Был уже вечер, и мы разбили лагерь. Пока не стемнело, мы поспешили забраться вверх и покопаться в осыпи.
В сыпухе нашли глыбку с кристаллами титанита, несколько глыбок пегматита с эвдиалитом. Тут же попадаются образцы волокнистого астрофилита. Тим удачно выколол из одной из глыбок хорошо ограненный циркончик, около 5мм размером. Эвдиалита здесь много. Чаще всего эвдиалит представляет собой зернистые массы в породе. Но на этой точке он иногда встречается в виде мелких (0.5-2 мм), прозрачных, хорошо ограненных кристаллов. И, если повезет, можно удачно освободить их грани от породы. Я запланировал было плотно заняться этим на следующий день, но планам моим не суждено было сбыться.

Марченко, осыпь. Мой напарник, Тимофей, обнимает глыбку с титанитом:

Кристаллы титанита, пик Марченко

Вид на дорогу, по которой мы пришли. Рядом с дорогой – сухое русло реки. У подножия ярким пятнышком светится наша палатка.

Вид снизу со склона на пик Марченко.

Эвдиалит. Пик Марченко.

Эвдиалит. Пик Марченко. Желто-зеленое пятно – лишайник.

Первой же ночью разразилась гроза. Причем, похоже, что ее эпицентр был прямо над нами.
«Вообще-то, гроз в Хибинах не бывает» - авторитетно заявил Тим.
Гроза в горах воспринимается совсем не так, как в городе. Проснулись мы от грохота, больше напоминавшего пушечные выстрелы. Молнии били прямо в вершины окружавших нас скал, и эхо многократно умножало звук. Все это сопровождалось ливнем и довольно сильным порывистым ветром, так что возникало ошущение, что на палатку выливают ведро воды то с одной, то с другой стороны. Как хорошо, что мы предварительно накидали камней на полы юбки у нашей внешней палатки.
«А вдруг вот это будет продолжаться все оставшиеся дни поездки?» - подумал я. Во мне зарождались опасения. Возможно, ехать сюда из теплого и уютного домика было не самой лучшей идеей.

На утро после грозы мы обнаружили что находимся в тумане, который, конденсируясь, постоянно осыпается мелким моросящим дождиком. Искать минералы под дождем – это не дело, их плохо видно, и процесс малоприятен.
Дождавшись, пока дождик утих, выдвигаемся в путь – на КСП и на следующие точки. Спускаясь в долину, мы вышли из облаков, теперь они были над нами, что было существенно приятнее. Здесь внизу было отностительно комфортно и сухо.

Переходим вброд уже знакомую речку.
Камни скользкие, а искупаться тут вместе с рюкзаком уж очень не хочется, так что нужно быть внимательным.

Продолжаем путь к КСП. Внизу в долине лес постепенно становиться все выше – уже не карликовый.

Около базы спасателей стоят вот такие прикольные указатели, куда каждый может прибить свою дощечку:

Большой домик на фото – это местная гостиница. Холл гостиницы – единственное место в горах, где ловит сотовый. Перед входом положено разуваться, а потолок гостинице протекает, и в коридоре лужи. Так что вышел я оттуда с мокрыми ногами =).
В гостинице можно купить батончик «Марс» (50р), принять душ (150р), или, как альтернатива душу, попить пивка (150р 1.5л). Также там можно заранее заказать завтрак обед или ужин.
Тут бывают и иностранцы. На табличках-указателях есть даже Милан. На базе мы встретили поляков, которым помогли выяснить, что свободных мест в гостинице нет, и домиков в аренду тоже нет.

На базе мы надолго не задержались, и двинулись в лес за рекой Кунийок, которая по мере нашего пути превратилась из маленького ручейка в полноводную реку.

Дальше наш путь лежал через лес. Лес уже высокий, совсем как наш, в средней полосе. Вокруг роились комары, но репелленты сработали отлично. У ручья набрали воды из водопадика.

В Хибинах повсеместно растут всевозможные лишайники, иногда похожие на какие то инопланетные растения:

А ещё почти везде растут водяника, черника, голубика:

Следующую остановку мы запланировали около речки, которая была отмечена на карте Тима. Это был самый близкий источник воды к следующей "минеральной" точке. Однако, дойдя до речки, мы вдруг обнаружили, что воды в ней нет – только сухое каменное русло.
Поэтому, пришлось вернуться немного назад. Лагерь разбили недалеко от берега Кунийока, около живописного камешка в человеческий рост, поросшего лишайником и деревьями:

На следующее утро мы оставили лагерь, и налегке отправились к вершине горы Путеличорр – за нормандитом! Нормандит – практически, эндемик Хибин. Проявления этого минерала, большие 2-3 миллиметров, были найдены только в Хибинах. Через лес мы проходим по руслу высохшей реки. Прыгать по камням проще, чем идти, продираясь сквозь кустарник и утопая в 20-сантиметровом ковре из мхов. Но вот деревья становятся все ниже, и мы постепенно выходим из леса.

«Нормандит там!» - командует Тим – «Вперед!»

Счастье – это просто. Просто когда не идет дождь и светит солнце.

Пересохшее русло реки. Лес остался за спиной.

Все выше и выше! На Путеличорр. Кстати, большинство гор в Хибинах имеет названия, оканчивающиеся на "-чорр". На древнем местном наречии это и значит "гора".

Наши фляги уже полупусты, воды за весь путь мы не видели ни разу. И тут нас ждет очередная радость – выходит водоносный слой! Он недалеко от месторождения, а значит, нам не придется растягивать остатки во фляжках на весь вечер! Вода тонкой пленкой стекает по камню, и образует под ним небольшую лужицу

Никогда в жизни я не пил такой вкусной воды, как вот из этой лужицы:

Наконец, мы достигли месторождения нормандита. Где то в середине леса внизу – наша палатка.

Коренной жилы с нормандитом мы не увидели, но вокруг валяются глыбки пегматитов, видимо, осыпавшиеся откуда-то сверху. Многие из них расколоты, со следами работы.
В изобилии тут встречаются и эвдиалитовые глыбки. Таких чистых кристалликов, как на Марченко, здесь нет, зато есть шансы извлечь кристаллы покрупнее из эгириновой породы. Шансы очень небольшие, так как трещиноватый эвдиалит буквально разваливается в руках. Нормандит тоже здесь, в виде небольших рыжих солнышек или иголок в эгирин-полевошпатовой породе. Засадив в палец несколько тонких и острых эгириновых заноз, я на собственном опыте убедился, что эгирин лучше брать в руки только в рабочих перчатках. Тим поднялся чуть выше, и нашел глыбку с лампрофиллитом. Может быть, даже не просто, а барито-лампрофиллитом. Время пролетело незаметно, и солнце в конце концов скрылось за горой. Завершив работу и отобрав себе образцы, мы отправились в обратный путь.

Эвдиалит, гора Путеличорр

Между вот таких глыбок попадаются обломки пегматита.

Солнца эгирина с рыжим нормандитом по краям:

Эвдиалит с черным эгирином и белым полевом шпатом:

Челюсть оленя(?). Похоже, у бедняги был кариес.

До лагеря мы добрались без особых приключений.
Следующее утро было солнечным, и мы выдвинулись дальше. Обратно шли через ту же базу спасателей, но от нее пошли уже другой дорогой.

Около красивого водопада всегда тусуются туристы, т.к. он находится очень близко к базе КСП. Некоторые даже ходят сюда купаться.

Вид сверху на долину реки Кунийок

Мы продолжили свой маршрут к перевалу Южный Рисчорр. К вечеру поднялся ветер, Небо за считанные минуты почернело до неузнаваемости, и начал накрапывать дождь. Не медля, решили разбить лагерь, и правильно сделали.
Как только мы его разбили, начался проливной дождь и разразилась вторая гроза, коих в Хибинах не бывает. На этот раз гроза зацепила нас краешком. А эпицентр, похоже, был там же, где у первой, благо нас там уже не было. На следующий день мы полдня сидели и смотрели как из соседнего Ущелья Ведьм непрерывно вылезает облако, и уходит в долину из которой мы пришли. Идти через него на Северный Рисчорр совсем не хотелось, несмотря на шанс найти там неплохие корунды.

Через полдня туман подрассеялся. Посчитав, что облаков в горах осталось мало, и на этом дожди закончатся, мы решили двигаться дальше, через перевал Южный Рисчорр. Вот тут-то и кончилась сказка, и началась чистая горная жопа правда. Пока мы начали наше восхождение, опять начался дождь, и налетел сильный ветер. Очередной шквальный порыв сорвал с моего рюкзака водозащитный чехол и унес его в неведомые хибинские дали. У Тима чехол тоже держался ненадежно, потому был поспешно снят. Видимо, чтобы идти в горку было веселее, дождик не замедлил добавить в наши и без того неподъемные рюкзаки несколько килограммов свежей хибинской водицы, хлестая барабанной дробью по промокшей насквозь от такого количества воды одежде.
В конце концов, из последних сил, перевал был взят, и мы двинулись дальше, вниз, в стену тумана и непогоду.

Вершина перевала и стена тумана. На вершине стоят памятники тем, кто погиб здесь под лавинами весной или зимой. Светлая им память.

А вот это фото очень показательно! Оно одно лучше любого отчета описывает наши следующие два дня.

Спустившись вниз, к воде, мы сделали очередную стоянку. Промокшие до нитки, по-быстрому раскидываем палатку, и делаем внутри тепло с помощью газовой горелки.
Обнаруживаем, что большая часть наших вещей подмокла. Надо было прокладывать рюкзак изнутри полиэтиленом, и плюс к этому все вещи держать в отдельных пакетах. А внешние чехлы покупать с затяжками, либо делать из полиэтилена. Что ж, это урок на будущее. Снаружи холодно, по возвращении из двухминутной вылазки за пределы палатки, от холода стучат зубы.
«Жопа» - говорю я.
«Палатка и горелка есть, прорвемся» - отвечает Тим.

Весь следующий день у нас прошел очень увлекательно. Мы безвылазно сидели в теплой и уютной палатке и сушили на газовой горелке промокшие вещи. Я умудрился прожечь здоровенную дырищу на штанах, поднеся те слишком близко к огню.

Место стоянки. Картина вокруг палатки была неизменна:

На утро через день, туман немного рассеялся, и мы обнаружили, что у нас появились соседи. На другом берегу ручья стояла чья-то палатка.
Потом туман рассеялся настолько, что вдалеке даже стало немного видно озеро Умбозеро.

Обрадовавшись такой перемене в погоде, мы оделись в высушенные вещи и двинули дальше. Нам предстояло несколько часов пути через горы.

В этот день в пути нам встретились:
Красивая такая тина в ручьях. В реале лучше чем на фото:
Забавное озерцо, странно отражающее действительность:
Нерастаявшие леднички:

Через какое то время мы и достигли долины реки Тулийок. По пути проходили озеро Академическое, но даже не увидели его за стеной тумана.
Ни с чем не сравнимую радость испытываешь, вылезая, наконец, из-под облаков и видя перед собой долину:
И, первый раз за несколько дней, солнце через просвет в облаках!

На спуске в долину подкрепились крупной и вкусной голубикой.
Вторая радость, которую нам преподнесла долина Тулийока: там было тепло! Пока не настолько, чтобы снять куртку, но – тепло!

Хибинские недели в макдональдс! Фастфуд по-хибински: каша с диким щавелем и черникой.

Новый день встретил нас солнцем! Очередная радость для нас, опять наступила курортная погода и можно было ходить без майки.
Впрочем, солнце показывалось эпизодически и ненадолго.

В этот день, снова оставив лагерь, и раскидав вокруг него оставшиеся вещи для просушки, мы налегке отправились за лоренценитом.
«Ба, да тут целая штольня!». Мы были удивлены масштабами работ, проведенных на лоренценитовой точке вручную. Тим немедля залез внутрь штоленки, и погрузился в работу. Были добыты пара маленьких, но симпатичных лоренценитиков, кучка спайных выколков катаплеита, а также пара кристаллов апатита, один длиной около 2 см, второй – микромаунт около 2 мм, но с включением зеленого игольчатого эгирина. Из отвалов я подобрал несколько образцов с астрофилитом, и обломков кристаллов эгирина.

Пегматит. Эгирин, Полевой шпат.

Вот отсюда, если повезет, и выдалбливаются кристаллы (крупный кристалл эгирина в полевом шпате с крупными выделениями катаплеита до 8 см.):

Поработав на точке до 16.30 решили пробежаться налегке еще и в другое место, и попытаться найти корундовую закопушку в верховьях Тулийока, не зная точно привязки. Впереди был красивый цирк отрогов плато Кукисвумчорр.

А через этот перевал мы бы не прошли с грузом при всем желании.

Вернулись назад мы без корундов, найдя только несколько образцов с ильменитом. Зато нам повезло с грибами, их то мы и насобирали по пути вместо корундов:

Грибы в горах так заметны издалека, на фоне мха и редких карликовых деревьев, что их *стоило назвать скорее «Надосиновиками» и «Надберезовиками».

Настала пора возвращаться в город, и мы вышли в сторону перевала Вортекуайв. Подъем на перевал дается намного легче чем «Южный Рисчорр». Когда приближаешься к вершине перевала, вспоминаешь хоббитов, идущих в Мордор: за спиной все ярко и солнечно, а впереди острятся скалы, за которыми - ничего, кроме черно-серого тумана.

Перевал взят, и впереди открывается вид на Кировский рудник:

Я было думал, что после перевала можно будет расслабиться. Но нет, впереди было еще одно серьезное препятствие – спуск. Здесь один неверный шаг чреват риском переломать себе все, что только можно. Одни камни поросли скользким мхом, другие ходят под ногами, третьи едут вниз вместе с «сыпухой».

Но вот все позади. На спуске начинает работать телефон, и меня тут же засыпает смс-ками.
Проходим мимо Кировского рудника. Видна «стена» рудника. Огромная гора вскрыта взрывами.

Показался Кировск! Мы возвращаяемся в цивилизацию.

Вот собственно и все, что приключилось с нами за недолгих 10 дней скитаний в горах.
Еще больше фотографий из поездки - можно посмотреть в этом альбоме на яндексе:

Date: 2010-09-03 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mineralog.livejournal.com
Такой интересный рассказ - целая повесть! Красота неописуемая. Природа просто необыкновенная, и ее дары - минералы, тоже удивительны. Со стороны горожанина выглядит романтично и прекрасно, а ведь для Вас это еще и тяжелый труд. Спасибо за этот пост. Мне очень понравилось!
Скажите, пожалуйста, а встречались ли Вам в жизни женщины-геологи (те, что ходили в экспедиции)? Или это абсолютно не женская профессия?

Date: 2010-09-06 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] medwar.livejournal.com
Я сам, правда, не геолог, а тоже пока "горожанин". Но точно знаю, что женщины тоже ходят в экспедиции, и в турпоходы сложные, и т.д. В этой моей поездке был такой забавный случай. На вокзале в Апатитах, когда мы отправлялись обратно, увидели маленькую седую бабушку, которая взвалила себе на плечи горный рюкзак размером как у меня, и бодро пошла как ни в чем ни бывало за дедушкой с таким же рюкзаком. Рюкзак выглядел больше бабушки раза в полтора =).

Date: 2010-09-09 06:05 am (UTC)

Date: 2010-09-09 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mineralog.livejournal.com
Ох, а мне точно так слабо будет. Одно могу сказать: красивая наша природа, необыкновенная. Думаю, когда-нибудь мне удастся и там побывать!

Date: 2010-09-04 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] altali.livejournal.com
Ну, вот наконец-то добралась до вашего увлекательного фото-рассказа! ))
Путешествие у вас вышло приключенческое! Дорога не из простых, но красота, конечно, сказочная - просторы, горы, туманы, солнце, камни, камни, камни... :)) Здорово одним словом!
Представила - как бы я там... существовала ))) хз, прямо скажем )) надо свежую физподготовку иметь ) Моей хватает только на то, чтобы за гипсами сходить - у нас за городом есть хорошие места недалеко совсем - вот только что из "похода" - с дочкой ходили (там у нас дача родителей рядом) Получили удовольствие, закат без коробок домов вокруг и интересные куски гипса )
А от тех мест, где вы были мы оооочень далеко...
Вы молодцы! ;))) Ваш "первый "полевой" поход за минералами" удался на славу, я считаю )) Пусть будет еще много таких :)

Date: 2010-10-07 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] toss66.livejournal.com
Класс, Пашуля!!! ЗАЧОТ! ТЕМА Раскрыта полностью! прям с тобой захотелось!

Marin Petrov

Date: 2011-01-03 12:07 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Привет от България. Поздравления за изключителния разказ...Ще ми бъде много интересно да видя експонати от колекцията ви. Попаднах тук чрез препратка от адрес: http://medwar.livejournal.com/ Хобито ми е морска палеонтология но съм възхитен от кварца ви с рутил-"Аквариума"
Ако имате саит за продажба на минерали, моля пратете ми адреса му на
m.g.p@abv.bg

Re: Marin Petrov

Date: 2011-01-17 10:29 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Добрый день! Спасибо! Но к сожалению, не очень понял, какой сайт Вам нужен?

Do you speak english? If you write in english I think it will be easier for me to understand. Unforchunately, I did not understand what site you asked about, and what of particular you want to buy.

medwar: (Default)
medwar

Page generated Jul. 28th, 2017 06:43 am
December 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 2012